В журнале «Наука и жизнь» помещена заметка, в которой сказано: «...Молодые ученые Московского института инженеров железнодорожного транспорта представили на выставку «НТТМ-87» на ВДНХ СССР индикатор бодрствования машиниста. Этот прибор постоянно следит за состоянием человека и не дает ему уснуть на посту. С помощью металлических колец, надетых на пальцы, индикатор следит за изменением колебаний электрического сопротивления кожи человека. Когда машинист начинает дремать, амплитуда этих колебаний уменьшается и возрастает интервал между ними. Как только длительность интервала превышает критическое значение, раздается громкий предупредительный сигнал будильника. Чтобы выключить сигнал, нужно нажать на кнопку. Если человек сделает это во сне, машинально, то через 5 сек звонок повторится. А если и через 8 сек машинист никак не отреагирует на повторный сигнал, то включится система экстренного торможения поезда. Новое устройство настраивается на индивидуальные особенности кожи каждого человека, поэтому тревоги понапрасну поднимать не будет».
На мой взгляд, описанный прибор после его дальнейшего соответствующего усовершенствования применительно к специфике труда людей на ходовой вахте морского судна можно было бы внедрить на флоте. Принцип предложения весьма оригинален. Однако вместо включения системы экстренного торможения поезда, как написано в статье, необходимо, видимо, будет реконструировать это устройство так, чтобы в случае погружения вахтенного помощника или рулевого матроса в сон сразу бы срабатывал специальный звуковой сигнал на мостике и параллельно в каюте капитана.
Наличие на судне такого не слишком сложного устройства, действующего на базе электроники, позволило бы капитану всегда, особенно ночью, быть уверенным, что вахта на мостике находится в состоянии должного бодрствования.
Принципиальная позиция капитана, обоснованная солидным актом о списании «Нахимова», возможно, способствовала бы тому, что в «верхних кабинетах» лучше осознали бы опасность следования курсом экономических соображений в ущерб безопасности плавания. Но смелости вступить в выигрышный для дела безопасности и, возможно, проигрышный для его должности конфликт у Маркова не хватило. А кто, как не капитан старого парохода, в первую очередь должен был трубить об утрате судном некоторых мореходных качеств. Поэтому и с этой стороны вина Маркова, продолжавшего капитанствовать на фактически списанном судне, тоже ощутима, хотя и не отсюда подкралась опасность.
Без столкновения это судно могло еще достаточно долго бороздить воды Черного моря. А о быстром его затоплении мы уже говорили: если плавать в открытом море с открытыми клинкетными дверями и большим числом раскрытых иллюминаторов, то любое, самое современное, судно будет превращено тем самым в большое корыто. А если его к тому же протаранить другим судном, особенно таким крупным, как «Петр Васев» (его масса в момент столкновения превышала 50 тыс. тонн), оно затонет очень быстро. В немореходном состоянии «Адмирал Нахимов», таким образом, тоже оказался по вине капитана, ибо руководство подготовкой судна к плаванию целиком возложено на него. Об ответственности же «бюрократов из Минморфлота» за эту группу нарушений следует вести речь лишь в той части, что в министерстве не была, видимо, создана достаточно эффективная система контроля, которая могла бы выявлять и предотвращать подобные нарушения капитанов пассажирских судов.
Но только ли капитанский грех — создать видимость «ажура» на судне (в том числе в вопросах безопасности мореплавания)? И только ли минморфлотовский недостаток в этом? Думается, это общий доперестроечный грех, которым страдали министерства и ведомства (приписки в отчетности, низкий уровень школы, науки, экономики, никудышное состояние юриспруденции — как практической, так и теоретической и т. п.). Сколько карьер было сделано в те времена на липовых цифрах! Сколько людей, не способных руководить, стали завами, директорами, капитанами!
Раменбет - популярная игорная онлайн-платформа, предлагающая широкий выбор игр и ставок в казино. Она работает с 2005 года и завоевала прочную репутацию среди игроков по всему миру.